Молодой гений со сложной личной жизнью собирает гигантский калькулятор и в одиночку выигрывает мировую войну — такую версию жизни Алана Тьюринга предлагает фильм «Игра в имитацию».
асследуя кражу в доме эксцентричного профессора, полиция приходит к неожиданному выводу: никто ничего не знает о прошлом хозяина. Вскоре выясняется, что математик вовсе не советский шпион, как все сначала подумали, а обычный английский гомосексуалист. Впрочем, гомосексуализм в Британии в то время был преступлением, так что суд предлагает ученому выбрать себе наказание: тюрьму или химическую кастрацию. Выбрав последнюю, профессор быстро теряет остроту ума и совершает суицид.
Игра в имитацию
-
- Сообщения: 42
- Зарегистрирован: 26 ноя 2017, 20:47
Re: Игра в имитацию
Жизнь Алана Тьюринга, и без того невеселая, в «Игре в имитацию» превращается в совершеннейшую трагедию. Автор сценария и режиссер взяли в качестве исходного материала взвешенную и точную биографию ученого, написанную другим математиком, и сделали из нее нечто среднее между историей несчастной любви и жизнеописанием неуклюжего эксцентрика.
Реальность была скучнее. Создатели фильма приписали заслугу дешифровки немецких кодов исключительно Тьюрингу — но это была коллективная работа, в которой, безусловно, большой вклад героя дополнялся участием многих ученых (и вообще основывался на ранних достижениях польских криптографов). Бенедикт Камбербэтч играет роль почти аутиста — но реальный Алан Тьюринг обладал вполне нормальными социальными навыками, общался с друзьями, шутил, а его странности всеми прощались.
К примеру, он пристегнул личную кружку на цепь к отопительной батарее, чтобы ее не украли, — многие сегодняшние офисные работники могли бы понять его.
Наконец, самоубийство Тьюринга до сих пор вызывает дебаты. По одной из версий, он случайно отравился парами цианида в домашней лаборатории. Сторонники этой гипотезы говорят, что у ученого не было причин к суициду: назначенный судом период унизительной гормональной терапии давно прошел, сам процесс и его последствия Тьюринг воспринимал с юмором, а главное, он строил подробные планы на будущее.
В фильме много и других художественных преувеличений. Сам Тьюринг не строил машину — он ведь был математиком, а не инженером. Вместе с коллегами он разработал основные принципы работы дешифратора, который затем собирали специально обученные люди в промышленных масштабах. За годы войны в Англии произвели пару сотен таких машин, а не только
одну, показанную в фильме. И конечно, несколько криптографов не могли принять решение скрыть от военных свои достижения, чтобы «немцы не догадались о взломанном коде». Все стратегические решения по поводу дешифрованной информации принимались совсем на другом уровне.
Команду криптографов в Блетчли-парке создатели «Игры в имитацию» показали предшественниками современных гиков — мало приспособленных к жизни в обществе, но крайне одаренных людей, которые за кружкой пива решают сложнейшие математические задачи. Безусловными героями массовой культуры гиков сделал комедийный сериал «Теория большого взрыва», который не сходит с экранов больше десяти лет. «Игра в имитацию» доказала, что гики правили миром и семьдесят лет назад — правда, еще без шуток и закадрового смеха.
Но мы зря придираемся к достоверности «Игры в имитацию»: как сказал ее сценарист, фактчекинг нельзя применять к искусству. В «Кувшинках» Моне никто не ищет реализм, так почему такие требования предъявляются к художественному фильму?
Вероятно, главное достоинство «Игры в имитацию» заключается в том, что фильм вывел на новый уровень дискуссию о дискриминации геев. Долгое время попытки реабилитировать мужчин, привлеченных в Англии к уголовной ответственности по обвинению в гомосексуализме, оставались безуспешны. Аргумент противников реабилитации был простым: осужденные виновны по действовавшему в то время закону, а значит, пересматривать их дела не нужно. Но после успешного проката «Игры в имитацию» даже упрямые британские политики поняли, что пора соответствовать духу времени. В 2017 году вступил в силу «Закон Алана Тьюринга», предоставивший помилование всем мужчинам, осужденным за однополые связи с совершеннолетними по взаимному согласию.
Реальность была скучнее. Создатели фильма приписали заслугу дешифровки немецких кодов исключительно Тьюрингу — но это была коллективная работа, в которой, безусловно, большой вклад героя дополнялся участием многих ученых (и вообще основывался на ранних достижениях польских криптографов). Бенедикт Камбербэтч играет роль почти аутиста — но реальный Алан Тьюринг обладал вполне нормальными социальными навыками, общался с друзьями, шутил, а его странности всеми прощались.
К примеру, он пристегнул личную кружку на цепь к отопительной батарее, чтобы ее не украли, — многие сегодняшние офисные работники могли бы понять его.
Наконец, самоубийство Тьюринга до сих пор вызывает дебаты. По одной из версий, он случайно отравился парами цианида в домашней лаборатории. Сторонники этой гипотезы говорят, что у ученого не было причин к суициду: назначенный судом период унизительной гормональной терапии давно прошел, сам процесс и его последствия Тьюринг воспринимал с юмором, а главное, он строил подробные планы на будущее.
В фильме много и других художественных преувеличений. Сам Тьюринг не строил машину — он ведь был математиком, а не инженером. Вместе с коллегами он разработал основные принципы работы дешифратора, который затем собирали специально обученные люди в промышленных масштабах. За годы войны в Англии произвели пару сотен таких машин, а не только
одну, показанную в фильме. И конечно, несколько криптографов не могли принять решение скрыть от военных свои достижения, чтобы «немцы не догадались о взломанном коде». Все стратегические решения по поводу дешифрованной информации принимались совсем на другом уровне.
Команду криптографов в Блетчли-парке создатели «Игры в имитацию» показали предшественниками современных гиков — мало приспособленных к жизни в обществе, но крайне одаренных людей, которые за кружкой пива решают сложнейшие математические задачи. Безусловными героями массовой культуры гиков сделал комедийный сериал «Теория большого взрыва», который не сходит с экранов больше десяти лет. «Игра в имитацию» доказала, что гики правили миром и семьдесят лет назад — правда, еще без шуток и закадрового смеха.
Но мы зря придираемся к достоверности «Игры в имитацию»: как сказал ее сценарист, фактчекинг нельзя применять к искусству. В «Кувшинках» Моне никто не ищет реализм, так почему такие требования предъявляются к художественному фильму?
Вероятно, главное достоинство «Игры в имитацию» заключается в том, что фильм вывел на новый уровень дискуссию о дискриминации геев. Долгое время попытки реабилитировать мужчин, привлеченных в Англии к уголовной ответственности по обвинению в гомосексуализме, оставались безуспешны. Аргумент противников реабилитации был простым: осужденные виновны по действовавшему в то время закону, а значит, пересматривать их дела не нужно. Но после успешного проката «Игры в имитацию» даже упрямые британские политики поняли, что пора соответствовать духу времени. В 2017 году вступил в силу «Закон Алана Тьюринга», предоставивший помилование всем мужчинам, осужденным за однополые связи с совершеннолетними по взаимному согласию.
-
- Сообщения: 42
- Зарегистрирован: 26 ноя 2017, 20:47